Добро пожаловать в Ачинский клуб авиамодельного спорта
Новости

Чисто не чистая сила (проект «Баба Яга»)

«Там на неведомых дорожках…»

               Наступила весна и как из года в год надежды на мало-мальски лётную погоды были смыты дождём и сдуты сильным ветром. Самолёты выструганные за зиму тоскливо и с опаской смотрят в окно, ожидая погоды ,которая позволит им подняться в воздух. Короче тоска. На глаза попадается видео с полётом модели ведьмы. Вот это именно то, что нам нужно для проведения «показух» . Начинаем «копать» и натыкаемся на тему на форуме. Изучаем материал, и вот завыла «циркулярка» распуская доски на рейки 10х10мм. Прикидываем схематический чертёжик , чтоб при сборке не морщить мозги.


Да и конструкция должна быть разборная, чтоб наша «дама» не занимала много места при транспортировке. Процесс начинается. С весом сильно не заморачиваемся, главное технологичность и скорость изготовления (не забываем поглядывать в окно на погоду). Часть креплений делаем из жести от корпуса старого компа.

Фюзеляж из 2-х колен самой дешёвой стеклопластиковой удочки, колена соединяем на деревянный чёпик с штифтом из болта 3мм. В процессе изготовления встал вопрос выполнения посадки аппарата. Поскольку размер прорисовывался приличный, то плюхаться по пенолётному могло не получится. Пришлось прилаживать одно колесо под «коленку» фигуры.

Все детали собираем сматывая нитками с эпокситкой. Мотораму изготавливаем из куска «тяжелой» бальзы (а куда её ещё пристроить). Вклеиваем мотраму на толстый конец удочки, всё фиксируем на эпокситку и штифты. Собираем. Ого размерчик то получился не маленький ,что не говори а размах 2метра.

Хвостовое выполняем из 2-х слоёв потолочки крепим его на шашлычных шпажках через отверстия в «фюзеляже». В качестве крыла использована лёгкая «плащёвка», Крыло удерживается на растяжках из тонкого тросика (рыбаки его зовут «поводковый»).
Получаем «скелет» нашей подруги

Собираем по сусекам оборудование. Изначально собрался такой комплект
Двигатель: — NTM Prop Drive Series 42-38 750kv / 785w
Пропеллер: 10х6
Регулятор: марка непонятна на 6S 70А
Батарея: хорошо ушатаная F3Aшная 5S4500 (не покупать же отдельную батарею)
Сервомашинки: РВ и РН подвернулись стандартные BMS килограммов на 7 вроде
Аппаратура FrSky

Первый полёт проводился без «тела» и одежды бабули. Особой радости не принёс. После взлёта оказалось что рулить без элеронов очень не приятно. Изначально предполагалось ,что ярко выраженная верхнеплановось позволит получить хорошую устойчивость по крену, однако эта надежда не оправдалась. Пепелац хоть и был устойчивее среднепланового самолёта по крену, однако после виража приходилось активно работать РН чтоб выровнять крен. К тому же ,из за особенностей дельтакрыла, ЛА норовил сорваться в штопор и после 2-3-х минут полёта это ему удалось. В конечном итоге классическая «морковка» с приличной высоты. В минус уходит пропеллер и две рейки. Час работы и «Бабуля» как новая. Но встал вопрос управления по крену. Можно намикшировать РН с осью элеронов на аппаратуре чтоб было комфортнее «вытаскивать» из опасных положений, или делать элероны. Поскольку аппарат замышлялся как «показушный» то ему предстояло летать в тяжелых погодных и пространственных условиях, да ещё при скоплении людей. В общем «колхозим» элероны. Поразмыслив ,решили делать необычные элероны, а поворачиваемые законцовки крыла, с непосредственным креплением на сервомашинке.
Повозившись пару-тройку вечеров элероны весело «завжикали».

В качестве второй опоры вращения элерона применен карбоновый штырёк вращающийся в кусочке фанеры ,который вклеен в элерон. Сервомашинок одинаковых не нашлось. Поставили первые попавшиеся одна Хоббикинговская на 20г, Другая Гиперионовская на 16г.
И так Второй полёт…
Он проводился тоже без «тела» и одежды ,оказался значительно успешнее первого. Аппарат имел хороший запас по тяге, рулится очень комфортно, имел хорошую вертикаль, с небольшим уводом на «кабину», выполнял петли и даже какие то «бочки». Посадка тоже доставила удовольствие. Аппарат коснувшись земли сделал небольшой пробег и мягко завалился на крыло.
Одеваем Бабулю. Внешним обликом и дизайном занимался Дмитрий Михейкин. Фигура была вырезана из склеенного в три слоя утеплителя типа пенопласта синего цвета. После чего все пенопластовые детали, включая хвостовое оперение были тщательно загрунтованы ПВА и окрашены акриловыми красками.

Дама получила лёгкий макияж, пышную шевелюру из мочалки и глаза из красных, 10мм светодиодов. Взлётный вес получился 2660г.

Третий полёт полностью собраной Бабы Яги.
Но что это? Газ «в пол» , а аппарат еле-еле держится в воздухе, летит на «хариере» . Куда делась былая резвость? Где петли-бочки и красивая вертикаль? С трудом делаем пару кругов, посадка. Мотор раскалился и нехорошо пахнет. Едем домой, ставим мотор в два раза большей мощности, C4260-500 перемотанный на 900 об/В, оставшийся от былых экспериментов. Снова взлёт. Бабуля стала по резвее, однако о петлях-бочках пришлось забыть. Модель с небольшим запасом держится в воздухе и со страшной силой жрёт батарею. Не совсем «бодрой» батареи хватает на 2-3мин полёта блинчиком. Но тем не менее аппарат летит ,и в воздухе выглядит очень эффектно. Развивающаяся на воздухе шевелюра и треплющаяся кофточка вызывают восторг публики.

По соображениям, именно они и поедают батарею, но полукопия есть полукопия и на упрощение идти не приходится. Возможно придётся ещё увеличить мощность силовой установки. В перспективе планируются проблесковые огни на базе 3-х ватных светодиодах, БАНО на конца крыльев и конечно же сверкающие глаза, ведь бабушка у нас моделист ,а какой моделист без горящих глаз.
13 июня на ЧФСО в г. Ачинск модель приковывала не меньше взоров зрителей чем «обычные» композитные, F3Aшки и 2-х метровые «бензинки». Но публику нам моделистам не понять.
Сергей Шивирин снял один из показательных полётов

На главную