Выключатель борта

При допиливании своей Экстры 300 после первого сезона по совету товарищей было решено перейти с механического на электронный выключатель борта. От покупка готового не устраивала по двум параметрам:

  1. Неоправданно дорого
  2. Выключатель потребляет энергию батарей в выключенном состоянии

По этим причинам решил смастерить самодельный бортовой  выключатель

Задачи ставились следующие

  1. Надёжность от самопроизвольного выключения
  2. Наличие 2-х независимых каналов
  3. Отсутствие потребления в выключенном состоянии
  4. Простота и удобство эксплуатации

Исходя из этих условий в среде  FlowCode была написана небольшая программка для PIC12F675. Для надёжности работы в программе не используются прерывания. Файл с исходниками можно скачать ТУТ Программы для двух каналов одинаковые. В микроконтроллер "заливаем" прошивку "Bort_SW_Pic_2_dop.hex" находящуюся в папке "Bort_SW_FlowCode" 
Вкратце назначение портов:

GP0(выв 7)  выход сигнала включения канала

GP1(выв 6)  вход сигнала управления (BU1)

GP2(выв 5)  вход подтверждения сигнала управления (BU2/ BU3)

GP3(выв 4)  вход состояния соседнего канала

GP4(выв 3)  выход на звуковой  излучатель (генератор встроен в излучатель)

В контроллер и Proteus загружаем файл Bort_SW_Pic_2_dop.hex

Схема и плата проектировалась в программе DipTrace исходники можно найти в архиве.

Порядок работы устройства

  1. В исходном положении батареи  +BAT1 и + BAT 2 подключены. Ключи Q2 и  Q4 закрыты резисторами R3 и R4. Контроллеры обесточены.
  2. При нажатии кнопки BU1 ч.з  D1 и  D7 поступает питание на контроллеры обеих каналов . Контроллеры запускаются и находятся в ожидании нажатия кнопок BU2 либо BU3. При нажатии одной из кнопок  например BU2 сигнал поступает на вход U3 канала. Контроллер  включает 1 канал Q2 и даёт звуковой сигнал. Так же сигнал включения поступает на  U4 который  запущен но находится в состоянии «откл»  U4 включает второй канал Q4 и даёт второй звуковой сигнал выключатель переходит в включенный режим. Аналогично работает при нажатии на BU3 Сначала запускается  U4 затем U3
  3. При включении в ППЗУ контроллеров поднимается флаг нахождения во включенном состоянии. При пропадании напряжения на одной из батарей и последующем её подключении канал самостоятельно переходит в режим включено. При отключении двух батарей одновременно перевести в состоянии включено возможно только нажатием кнопки BU1 (без BU2/BU3)
  4. Отключение. При нажатии кнопки BU1 включенные контроллеры находятся в состоянии ожидания нажатия кнопок BU2/BU3 при нажатии и удержании в течении 2-х сек кнопки BU2 происходит отключение канала U3 излучатель выдаёт два коротких сигнала. Канал U4 продолжает работать. При нажатии и  удержании BU3 происходит отключение канала U4 Возможно отключение в порядке  затем U3. В МК снимаются флаги включения, устройство переходит в выключенный режим.

Для увеличения помехозащищённости было введено большое  количество блокировочных конденсаторов, что усложнило схему, однако как говорится, конденсаторами питание не испортишь. Немного о диодной развязке (D6). В устройстве используется сдвоенный диод Шотки  MDRD1035. Испытания показали что при токе в 3А падение на нём доходит до 0,5В. Таким образом бортовое напряжение сильно «проседает», к тому же при среднем потреблении борта 2А  диод немного греется. Для увеличении надёжности планируется вместо диода MDRD1035 применить пару диодов 19TQ015  Буду их крепить отдельно  При токе  2А падение напряжения 0,15В. Однако эти диоды имеют большой ток утечки. Поэтому при использовании  телеметрии (выводы Tel1/Tel2)это нужно учитывать.

Конструктивно устройство выполнено на 2-х платах. Основная плата и клавиатура. Клавиатура выполнена из кнопок старого пульта от телевизора. Использованы врезанные резиновые кнопки с обрешеткой, которые нажимают на обычные мембранные кнопки.

В принципе конструкция может быть произвольной вплоть до отключающейся на время полёта  ч/з разъем.  В процессе работы клавиатура нужна только для изменения режима работы. Поэтому если в полёте произойдёт обрыв хоть  всех проводов, это не изменит состояния выключателя. В следствии того, что выключатель не планировалось изготавливать серией, печатная плата выполнена на одностороннем стеклотекстолите. Причём для удобства крепления все элементы расположены с одной стороны. В следствии чего получилось большое количество проводных перемычек. При желании их можно перенести на вторую сторону двухсторонней печатной платы. Всего было изготовлено 2 выключателя один отработал примерно 15 часов, второй примерно 5 часов. Нареканий в работе не было.

 

P.S при прошивке незабываем в последнюю ячейку записывать коррекционный код  иначе МК не прошьётся как надо.

В проекты

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.