Блокировка двигателя на аппаратуре "Taranis" от FrSky
В отличии от ДВС, авиамодели оборудованные электромоторами имеют более высокую травмоопасность из за возможности непроизвольного старта мотора. Современные электромоторы обладают большой мощностью, что может нанести серьёзные раны. Для того чтобы избежать неконтролируемый старт мотора из за случайного сдвига стика управления тягой применяют блокирующие выключатели. Настройку такого выключателя, а так же голосовое оповещение состояния выключателя рассмотрим в этой статье. Моя аппаратура имеет следующую прошивку:
В аппаратуре использована руссифицированная прошивка от Владимира Сорокина установленный на моём передатчике озвучки можно скачать здесь Для управления двигателем использую канал №3. Аппаратура "Mode2". Блокировку выполняю тумблером SG расположенным с правой стороны на торце в верхней части над не фиксируемом тумблером. В нижнем положении двигатель заблокирован, в верхнем и среднем положении, двигатель разблокирован.
Блокировка состоит из двух частей:
- Непосредственно блокировка
- Речевое оповещение
Рассмотрим по порядку. В настройках модели переходим на страницу №10. "SPECIAL FUNCTIONS"
Проводим настройки как указано на фотографии. Рассмотрим назначение позиций
- SF1 номер функции (может быть любой удобный)
- SG↑ используемый тумблер. Функция активна в нижнем положении тумблера
- OverrideCH3 Безусловная установка канала №3 в указанное состояние
- -100 состояние канала №3 в которое устанавливается при активации функции (-100 полное отключение двигателя)
- галочка активирует выполнение функции
При указанных настройках в случае перевода тумблера SG в нижнее положение канал №3 переходить в состояние -100. Причем эта установка имеет приоритет перед всеми другими настройками аппаратуры. Проконтролировать настройку можно на основном экране где изображены состояние каналов управления.
Речевое оповещение
При переводе тумблера SG в нижнее положение , а также при включении аппаратуры с тумблером в нижнем положении, аппаратура сообщает однократно "Двигатель отключен". При переводе тумблера SG в среднее либо верхнее положение, аппаратура никаких сообщений не производит. Однако если ручка управления двигателем находится в нижнем положении более 5 сек. Аппаратура делает сообщение "Двигатель включён". Это сообщение будет повторяться с периодичностью 10 сек, пока либо тумблер SG не будет переведён в нижнее положение (Двигатель отключен) либо ручка управления двигателем не будет сдвинута от положения минимального газа. Пока ручка газа находится не в минимальном положении аппаратура никаких сообщений не выдает. Однако если ручку перевести в нижнее положение, через 5 сек сообщение "Двигатель включён" начнет повторяться.
Теперь перейдём к настройкам. В настройках используется логический выключатель, который переходит в активное состояние при положении ручки управления двигателем в нижнем положении. Логические выключатели позволяют зафиксировать любое событие на аппаратуре, далее использовать их как обычные механические выключатели. Эта функция наряду с свободно программируемыми микшерами, позволяет Таранису выполнить любое желание ,которое может зародится в беспокойной голове моделиста. Ну перейдем к настройки выключателя, фиксирующего нижнее (вернее очень близкое к нижнему) положение ручки управления двигателем. Для этого у меня используется логический выключателем №10 (L10) можно использовать с любым номером
Рассмотрим назначение настраиваемых позиций. Перейдём на страницу №9 "LOGICAL SWITCHER"
- L10 Логический выключатель №10
- a<x В случае если а(положение ручки) будет меньше х (установленное значение) выключатель активируется
- Thr отслеживаемая выключателем ручка , в данном случае Thr (управление двигателем)
- -97 значение при котором активируется выключатель (X). -100 не желательно использовать так как иногда ручка немного не доходит до самого нижнего положения, либо калибровка немного сбивается.
- !SG↑ дополнительное условие активации. В данном случае нахождение выключателя SG не в нижнем положении (знак "!" означает отрицание)
- 5.0 задержка активации выключателя в данном случае 5сек
Перейдем на страницу №10 "SPECIAL FUNCTIONS"
Настроим сообщение "Двигатель отключен". Используем функцию №2 (можно любую свободную)
Рассмотрим настройки
- SF2 Номер функции
- SG↑ условие активации. В нашем случае положение тумблера SG в нижнем положении (двигатель заблокирован)
- PlayTrack Воспроизвести звуковой файл
- engoff название файла . В нашем случае "Двигатель отключен"
- 1x выполнить 1 раз
Перейдем к настройкам сообщения "Двигатель включен" . Используем функцию №5 (можно любую свободную)
Настройки во многом аналогичны SF2
- SF5 Номер функции
- L10 условие активации. В нашем случае активация логического выключателя №10 (нужно указать настроенный на нижнее положение ручки газа выключатель)
- PlayTrack Воспроизвести звуковой файл
- engon название файла . В нашем случае "Двигатель включен"
- 10s выполнить с периодичностью 10 сек
На этом настройка аппаратуры заканчивается. Однако следует заметить, что немалую опасность представляет не настроенный или не правильно настроенный failsafe приёмника. Настройка должна быть выполнена так чтобы при отключении аппаратуры (потери сигнала) газ находился в минимальном положении. Иначе двигатель может стартануть при случайном отключении аппаратуры, либо потери сигнала. В большинстве случаев failsafe на приёмниках FrSky настраивается кратковременным нажатием кнопки Bind на приёмнике. Приёмник запоминает положение каналов в момент нажатия. Следует проверить failsafe, поместив модель в безопасное положение и отключить передатчик.
Приятных полётов!!!