Проект КИТ Extra 2.2 м

Вот Europa LT в ожидании облёта повисла на стене клуба. И чтобы как то скоротать долгие зимние вечера в начале января был начат проект «КИТ Экстра 300 2.2м» под бензин DLE-55. Две причины подвигли меня на этот поступок. Первая это после двухлетних полётов на электричках F3A, захотелось чего-то большого, гудящего, дымящего, вонючего и глохнущего в самый неподходящий момент, короче для души. И второе был в наличии новый моторчег DLE-55. Вот под него и выбиралась моделька. Поскольку Европа со своими моторами батарейками несколько пошатнула финансовое положение, то при выборе модели цена имела одно из приоритетных факторов. Поэтому было решено собирать КИТ. Почитав отзывы о различных КИТах выбор пал на Orion Models. В ноябре 2012 года был куплен КИТ всего с карбоновыми стойками, двумя деревянными пропеллерами и пересылкой КИТ обошелся в $345. В конце декабря, я, прижимая к груди, уже пер домой ящик с комплектом. Набор был хорошо упакован или может у почтовиков не хватила умения убить упаковку, но всё дошло без проблем, если не считать двух треснутых фанерных элементов. Ну что-ж посмотрим что прислали:

Тааак: Практически все детали из 3-х мм тополиной фанеры, резанной фрезой. Резы вроде ровные без «лохмотьев», на фанере то тут, то там мелкие сучки. Смотрим дальше. Пакет с обшивочной 1мм бальзой и рейками , с виду вроде нормально смотрится. Огромный капот из стеклопластика с элементами придания жесткости, фонарь из мягкого ПЭТ выполненный вакуумной формовкой. Ага, а это что такое? ЭЭЭЭх трубы то дюралевые и на крыло и на стабилизатор, даже направляющие из «крылатого» металла. При современных ценах на карбон, в хвост то хоть можно было углепластик поставить. Ну ладно потом чего-нить придумаем. Пакетик с дешевенькой фурнитурой (петли, пластиковые болты,резинка для скрепления половинок крыльев с крючками) кобанчиком и тяг нет.Стойки шасси обычный китайский карбон, деревянные пропеллеры вроде ничего так смотрятся. А где-же хоть какая то документация по сборке? Может где CD закатился, ан нет никаких следов от инструкции. Дня через два на «мыло» приходит штук 20 фоток. Ну да ладно, «чай не лаптем щи хлебаем разберёмся как нибудь».

Отгудели Новогодние песни, вернулась ориентация в пространстве и времени, пришло время мазать руки клеем. По ранее сложившийся традиции , для разминки начнём сборку с хвостового оперения. Открываем фотки а там ни слова про стабилизаторы. Ладна строчим письмо поставщику и Orion Models и начинаем клеить киль и РН.

Детали вроде подходят нормально но кое где «садятся» без натяга. Ну да ладно. Клею на PUR-501 ,а он хорошо заполняет небольшие зазоры. Киль почти готов, а от поставщиков ни слуху ни духу. Строчим ещё письма. Прошло больше недели , наконец то фотки у меня в ящике , фоток штук 5-7 но это уже что-то. Собираем стабилизатор и РВ

Вроде получается пристойно. Конструкция упрощена и удешевлена до максимума. Поэтому параметры веса и прочности элементов можно было улучшить Но, поскольку изначально проект был вспомогательным и основные силы были растрачена на Evropa-LT, то «упираться» в доработку конструкции не хотелось, всё собиралось «как есть». Ну вот конец января и «хвост» уже лежит на полочке.

А в кармане путёвки поближе к экватору.

.Середина февраля, ещё «облазим» от южного солнца, а на столе лежат элементы моторамы и файрвола. Тээкс. Собираем, всё подходит на удивление хорошо, можно клеить

К мотораме "присобачиваем" элементы фюзеляжа и Экстра начинает показывать свои истинные размеры

Примерим "хвосты"

Начинаем ваять гаргрот и фонарь.

Крепим мотор, цилиндром в право с «канистрой», но канистра ещё едет по дорогам Китая , Примеряем капот.

Мотор подошел, практически без резки капота. Только под наконечник свечи пришлось немного подрезать капот, и стойки мотора немного длинноваты (5-7мм), но корячится с «тонкой» подгонкой не очень хочется. Как говорится «птица» не того полёта. Фюзеляж готов на 80% на радость жене можно убирать большой стапель.

Ну вот очередь дошла и до крыльев

28 февраля ... Сборка крыльев идёт без осложнений

Ну вот и 8 марта... Жена с утра намекает о какой то примерке, к обеду я понял и примерил почти готовые крылья к Экстре. Подошло, как предполагалось не очень хорошо, местами зазоры до 5мм. Но не такого горбатого лепили к стенке, и с этим справимся 😉

Рули высоты реально маловаты 🙁 . Чтоб не резать по "живому" пока не поздно придётся их переделывать. Это задержит облёт проекта как минимум на неделю.

29 апреля.

Как говорил в меру упитанный пилот, с кулером на спине "Продолжаем разговор" . Открытие сезона, облёт Европы, значительно затормозило темпы сборки КИТа тем не менее обкатал мотор на стенде в течении 2-х часов (съел 1,5л топлива)

Обтянул модельку плёнкой. По причине отсутствия времени сильно в дизайн не упирался, как говорится "Я его слепила из того,что было".



Поставил мотор и сервы.

Осталось разукрасить капот, сделать дефлекторы охлаждения мотора, установить бензобак, бортовое питание, приёмник. Собрать и настроить электронику
На всё требуется примерно 10-15 часов.
Прогнозы взлётного веса на данном этапе говорят, что заправленный самолёт выкатится на полосу с весом 6600-6700г.

18 мая.

Наконец то ,на радость жене, квартиру покинул и малый стапель. Экстра, готовая к полёту повисла на стене в ожидании погоды.

Параметры модели получились следующие:

Взлётный вес с коком (80г) и топливом 450мл (340г) составил 6680г. Центровка с коком 32-33% без кока 34-35%. (первая цифра с топливом, вторая без)
Длинна (без кока) 1990мм размах 2220мм, площадь крыла 95 кв.дм. Удельная нагрузка на крыло заправленного 70,3 г/кв.дм. Пустого 66,7 г/кв.дм. Пропеллер на облёт был установлен 22х10

18 мая погода дала небольшой шанс и я решил им воспользоваться.

Дул небольшой ветер 2-3 м/с немного не по полосе. Перед вылетом ещё немного погонял движок провел необходимые регулировки мотора, проверил работу двигателя на вертикалях и резких эволюциях. Измерены холостые обороты  1600 "посадочные" и 2500 полётные, а так же обороты на пролном газу они составили 6800. Измерена статическая тяга которая составила 11700г., т.е энерговооружонность равнялась 1.75 что вполне приемлемо для F3D. После чего самолёт был установлен на старт. До этого управлять моделями класса F3D да ещё такими большими мне не приходилось. В основном практика управления была в классе F3A и  F3P.

На взлёте самолёт легко оторвался от земли на 2/3 газа. Немного подтиммировал по высоте и элеронам. Самолёт полетел ровно. Как водится главной задачей первого полёта была успешная посадка. Поэтому в первом полёте никаких эволюций не выполнялось. Только полёт в горизонте, пробные заходы на посадку. Первый полёт продолжался в течении 5 мин, именно он был заснят на видео. К сожалению оператор на смог более находится на поле и второй полёт не был увековечен.

На втором полёте были выполнены вертикали. На вертикалях самолёт совсем немного уводило влево, нужно будет добавить выкос. Вертикаль как и ожидалось очень энергичная, самолёт просто "выстреливает" в верх. Полёт на ноже получился не очень, в связи с малым расходом РН в полётном режиме (поставил по F3Aшному). В инверте самолёт приходится немного поддерживать в горизонте и это не удивительно, центровку на облёт специально старался сделать как можно более переднюю. Покрутил энергичные бочки на них самолёт похож на F3P, попробовал повисеть, но получилось не очень хорошо наверное из за излишней для F3D передней центровке. Второй полёт продолжался на 8 минут. Посадка получилась уже получше чем первая.

Сейчас моделька "законсервирована" до середины августа, в связи с подготовкой к соревнованиям в классе F3A. Там будет проведены небольшие доработки и можно будет начать осваивать F3D. Мне самолёт понравился и пока оправдал возложенные на него надежды. Дальше посмотрим. Ну и небольшое видео первого полёта Экстры.

Решил продолжить описание жизни этого проекта
Прошли эмоции первых полётов , начали проявляться косяки конструкции. В первую очередь "вылезла" слабая моторама, которая после десятка полётов дала трещину и при выполнении энергичных фигур отвалилась и повисла на проводах, двигатель заглох, аварийная посадка. Значительно усиливаем мотораму ставим дополнительные укосы.

Полётные характеристики тоже имели свои изъяны. Явно не хватало руля высоты, особенно на висении.

Добавляем аэродинамические компенсаторы на руль высоты. увеличивая его размах на 80мм каждую половинку

Крылья тоже подвели, на резких эволюциях, по причине тонкой обшивки крыла (много сточил при доводке) сорвало обшивку.


Крыло отремонтировал, но осадок остался.
Летом 2014г. Самолётик засиял во всей красе, хорошо управлялся, висел. Для более задней центровки на зад пришлось повесить груз в районе 50г. однако на "хариере" помахивал крыльями. К тому же после происшествия с обшивкой в 2013г. выполнять энергичные фигуры было боязно. К тому же крылья в результате подтопления гаража несколько потеряли профиль. В общем надо делать новые крылья. Поскольку ровно летящий самолёт имеется в арсенале ( Europa LT F3A ) то хотелось создать самолёт чисто для акробатического пилотажа. А что лучше подходит к такому пилотажу как не тупоносый профиль и аэродинамическая крутка крыла. Потыкался в интернете , ничего толком не нашел. Рассуждая о порядке срыва потока ,решил, что поток должен срываться одновременно по всей длине крыла спроектировал крылья в программе Profili Pro 2. Геометрия крыльев не была изменена, за исключением крыльевая труба сдвинута на 25мм в сторону задней кромки (крыло сместилось вперёд) для создания более задней центровки. (с права новое крыло)

Профили выбраны в корне NACA0013 у конца NACA0015. Для прочности на 80 мм увеличена глубина посадки крыльевой трубы. Увеличено количество нервюр. По толщине в корне крыло осталось без изменений, (здесь и далее новое крыло внизу)

однако старое крыло было более остроносое и с более пологим нарастанием толщины от передней кромки до центрального лонжерона. У нового профиля тупая передняя кромка и резкое нарастание толщины.

На концах консолей профиль сделан значительно толще

Вроде всё как надо. С элеронами долго думал, решил сделать их более удалёнными от фюзеляжа, для того, чтобы при выполнении "силовой бочки" они меньше затеняли хвостовое оперение. Кроме того в очередной раз увеличиваем площади рулей хвостового оперения, приклеев в торец к задней кромки РВ и РН пластины шириной в 30мм (центровка то всё равно передневатая). С этой " музыкой" встречаем весну 2015г. При первом же полёте с центровкой 33-35%, самолёт показался более "ватным", стал больше похож на зальник. Летал довольно медленно, в штопор валился неохотно и очень предсказуемо. Разворачивался "блинчиком" практически вокруг законцовки крыла. На ноже летел похуже, приходилось иногда ловить. А вот штопор на нём выполнять было просто одно удовольствие. В штопоре самолёт хорошо управлялся. Появилась возможность менять вид штопора в процессе выполнения. Самолёт легко переводился в штопор на ноже, потом в плоский. С хариером ждало разочерование , крыльями начал махать ещё активнее чем с предыдущими консолями. Висеть стало тоже очень сложно. На висении рули высоты работали очень плохо, по элеронам управление было тоже довольно вялым. Зато посадка была замечательной, самолёт садился плавно на небольшой скорости. Постепенно смещаем центовку назад. Но самолёт на изменение центровки реагирует довольно слабо. Центровка была доведена до 40% однако кардинального изменения самолёта отмечено не было. Штопорить стало ещё комфортнее, хариер немного подправился. А вот с висением просто беда.
В этом сезоне решил координально увеличить руль высоты по площади и по углу отклонения, вместе с тем уменьшив его размах с целью улучшения обдува потоком от пропеллера

Так же как писал выше изменения коснуться и элеронов. При наличии возможности и желания руль направления тоже увеличу.

Наконец то появилась возможность коротенько описать результаты полученные при увеличении рулей управления. Значительно увеличены все рули и углы их отклонения. В совокупности с новым профилем самолёт получился с ярко выражеными 3D характеристиками. Самолёт "срывается" очень не охотно, может устойчиво летать на низких скоростях и больших углах атаки. Центровка в районе 40% от САХ. Однако "висеть" на нём довольно сложно, при выполнении силовой бочки самолёт валится и переходит в роллхариер, который кстати выполнять довольно комфортно. На коротеньком видео показаны некоторые фигуры.

Добавлено 18.09.2017

отрицательным эффектом явилось сильное "вспухание" на посадке на малых скоростях. Из за малой нагрузки на крыло и сильно задней центровки (в районе 45%от САХ). Механизм "вспухания" в общем понятен. На посадке при снижении скорости опускается хвост, увеличивается угол атаки крыла, но скорость ещё достаточная для набора высоты и самолёт взлетает. Притереть к полосе на большой скорости тоже не всегда удаётся из за экранного эффекта, поэтому при сбросе скорости самолёт увеличивал высоту, становился на хариер, после чего "повисал" и валился. В общем в ветер процесс посадки не для слабонервных. Танцы с бубном вокруг расходов и экспонент координально проблемы не решали. Уже грешным делом начал подумывать о уменьшению задней центровки ,жертвуя 3Dшностью. Решил попробовать флаппероны , но только наоборот с установкой их вверх.

Теперь по порядку.
Поставил на крутилку флапероны вверх и в низ, на другую крутилку руль высоты, чтоб скомпенсировать влияние флаперонов. Взлетаю, немного прилетался , вубаю режим флаперонов. Согласно испытательной программе добавляю флаперонов верхнее положение, самолет задирает нос. Крутилкой РВ компенсирую смещение. Даю флапы на полную вверх. Самолет реально стал как то "кирпичнее". Пробую поведение самолёта на низких скоростях , и о чудо самолет потеряв скорость не задирает нос и валится на крыло как обычно, а спокйно на небольшой скорости начинает выполнять "лифт" затем опускает нос и переходит в пикирование, причем попытки срыва не наблюдается. Отключаю режим флаперонов  и самолёт на малой скорости снова задирает нос, переходит на хариер и потом в штопор. Переходим к посадке. Дрож-ж-жащей рукой врубаю режим флапов ,иду на посадку самолет ,как будто проглотил кирпич, работает вольяжно с просадками, чувствуется ему нужно подгазовывать, но управляется легко и предсказуемо. Притирается к земле очень комфортно. Момент истины... Сбрасываю газ, самолет тормозит но , о чудо, нос не задерает ,а довольно кирпично по F3Aшному продолжает траекторию, немного РВ на себя и вот оно плавное касание ВПП. Посадка сильно понравилось, хотя и врема на исходе, взлёт и ещё один заход на посадку, всё повторяется но в более спокойной обстановке ,ну очень комфортно. К концу полётов начал дуть небольшой боковичек, с флаперонами компенсировался РН довольно не принужденно. Бонусом явилось более устойчивое поведение самолёта на хариере.  Новое положение флапперонов добавил в посадочный режим.

Вот вид флаперонов в верхнем положении

?????????????

Кидаем помидоры и пинаем в живот здесь
В проекты