В настоящее время аппаратура фирмы FrSky, Taranis пользуется заслуженной популярностью. Система имеет огромный потенциал. На первых порах владения аппаратурой сложно разобраться во многих её особенностях. Разберём простейший способ подключения телеметрии приемников D-серии для измерения напряжения бортового питания и ходовой батареи. Буду рассказывать на примере аппаратуры с такими параметрами
Для начала нужно изготовить делитель напряжения. Следует учесть что на измерительном входе приёмника ,напряжение не должно превышать 3,3В. Для каждого измеряемого параметра необходим свой делитель(отдельно для бортового напряжения и отдельно для ходовой батареи). Рассмотрим схему делителя
Номинал резистора R1 следует выбирать в зависимости от измеряемого напряжения. Возможно использовать делитель предназначенный на более высокого напряжение, для измерения более низкого. Однако при этом пострадает точность измерения. К клеммам Bat+ и Bat- подключаем батарею (на входе в регулятор напряжения). Клеммы А1(А2) и G, подключаем к приёмнику на соответствующие выводы (в D8** они расположены на боковой панели). Следует учесть что в приёмниках серии D8** имеется встроенный делитель который при замыкании перемычкой выводов А1 и Х подключается к шине бортового питания. Таким образом для приёмников этого типа нужен только один делитель подключаемый к ходовой батареи. Делитель можно легко изготовить самому. FrSky выпускает и готовые универсальные делители FBVS-01 его можно купить например на HobbyKing
На рисунке показан экран телеметрии от бензиновой модели в которой имеется 2 бортовых батареи LiPO 2S. Поэтому значения А1 и А2 одинаковые.
Разберём порядок настройки.
- Включим аппаратуру и бортовое питание модели (на всякий случай снимем пропеллер или отключим 2 провода регулятора от двигателя). На свободный вход приёмника подключим коннектор с проводами как на сервомашинке. К красному и черному проводу подключим тестер в режиме вольтметра.
- Перейдем на экран 11/11 "Telemetry" , перейдем на раздел настройка входа А1. Переместим курсор на позицию изменения параметра "Range" и нажмем "Enter".
- Измерим бортовое напряжение. Кнопками "+" и "-" установим показания напртив А1 channel равное(наиболее близкое) показаниям вольтметра. На показания напротив "Range" внимание не обращаем. Значение "Off set" оставляем равным 0,0В
- Настроим предел при котором аппаратура будет выдавать сообщение "А1 низкий", для бортового напряжения 5В я обычно устанавливаю значение в районе 4,5В. Для чего переместим курсор в положение изменения значения параметра "Low Alarm" нажмем Enter и кнопками "+" и "-" установим требуемое значение, нажмем Enter.
- Настроим предел при котором аппаратура будет выдавать сообщение "А1 критичный".Для бортового напряжения 5В я обычно устанавливаю значение в районе 4,0В. Повторим п4 только для значения "Critical Alarm"
- Переключим вольтметр для измерения напряжения бортовой батареи для чего подключим его крайним выводам балансировочного разъёма.
- На экране телеметрии перейдем в раздел А2. повторим пункты 2-5 установив параметр "Low Alarm" из расчёта 3,6В на банку и параметр "Critical Alarm" из расчета 3.3В на банку. Настройка напряжений входов закончена.
Перейдем к настройки экрана телеметрии на котором будут отображаться показания.
Для этого находясь на экрана 11/11"Telemetry" нажмем на кнопку "-" и начнем двигать курсор в нижнюю часть экрана (он довольно длинный) до тех пор пока не появится раздел "Screen1". В этом разделе будут находится три колонки по четыре строчки знаков "---" Это места размещения данных на экране телеметрии. Наведя курсор на левую верхний знак "---" нажмем "Enter" и кнопками "+" и "-" выбераем значение которое будет отображаться в левом верхнем углу экрана. Для электричек ставлю туда напряжение основной батареи (А2) но на фото экран "бензинки" поэтому немного не так. Ниже через знак напряжение борта (А1). Размещаем данные на экране как вам удобно. (RSSI-уровень сигнала принимаемый приёмником от 0 до 100"; Bat-напряжение батареи пульта; Тmr1- первый таймер) В общем немного поэксперементировав найдете удобный вариант размещения данных.
Теперь перейдем на экран отображения данных телеметрии, для чего перейдем на основной экран нажав 2 раза на "Exit", после чего нажмем и удерживаем кнопку "PAGE" пока не появится экран телеметрии. На фото экран с выключенным бортовым питанием модели.
Всего имеется 2 экрана данных телеметрии, но это если у вас этих данных очень много. Мне вполне достаточно первого экрана.
Как пользоваться телеметрией.
Перед взлетом длительным нажатием на кнопу "Page" включаем экран телеметрии (по желанию). Запускаем модель. Однако напряжение (особенно ходовой батареи) сильно зависит от нагрузки. Если батарея "потертая" то уже при старте на полном газу можно получить сообщение "А2 низкий" , это не значит ,что нужно заходить на посадку. Обычно сажусь когда сообщения появляются при полёте в горизонте с крейсерской скоростью и(или) на полном газу появляются сообщения "А2 критичный". Совершив несколько полётов вы начнете ориентироваться об остатке заряда батарея исходя из положения газа и сообщениям телеметрии. Имея речевой информатор смотреть на экран телеметрии(отвлекаясь от полёта) будет совсем не обязательно.
Приятных полетов!