"Лучший автомобиль — это новый автомобиль" Генри Форд
Статья дублируется в нашей группе ВКонтакте
Настало время старушке "Экстра-300" отправляться на заслуженный отдых. По ночам рассказывать пенолётам молодых ребят ,из нашего клуба, истории свой насыщенной судьбы и разные другие авиамодельные байки.
Нужно было искать достойную замену. Основным вариантом была сборка купленного КИТа хорошего качества. Однако авария с ЛА-7 сделала эту идею неосуществимой в связи большого количества времени вложенного в ремонт. Было принято решение о приобретении АРФ модели. После рассмотрения ряда предложений по совету моделистов из Томска выбор пал на авиамодели Extra NG российского производителя, компании АМТ. В ноябре 2021г. был сделан заказ на самолёт в сине-красной раскраске.
18 января посылка была получена. Самолёт хорошо упакован в коробку из 2-х слойного гофракартона . При получении взволновало отверстие появившееся при транспортировке. К счастью волнения оказались напрасными. И так огромная коробка доставлена в клуб
Приступили к волнующей и приятной процедуре распаковки. Самолёт упакован очень хорошо это спасло его целостность при повреждении коробки.По порядку извлекаем содержимое.
И в завершении фюзеляж
Изготовление модели выше всяких похвал. Модель выполнена из фанеры похожей на тополинную толщиной 2-2.5мм очень высокого качества. Нарезка лазером. Проклейка клеем похожим на ПВА. Проклейка очень аккуратная, подтёков клея обнаружить не удалось. Конструкция продумана до мелочей. Вдоль фюзеляжа проложены карбоновые прутки. На скручивание фюзеляж очень жесткий.
Передняя часть мотокороба усилена карбоновыми пластинами. Дефектов обтяжки обнаружить не удалось. Всё сделано безупречно. Крыльевая труба карбон 32мм стенка примерно 1мм. Стабилизатор тоже на карбоновой трубе. Капот и "тапки" из стеклопластика. Капот по периметру армирован фанерной вставкой. Тапки показались великоваты, но посмотрим как это будет выглядеть. Шасси карбоновые неплохого качества. Приложен полный комплект фоурнитуры. Подгонка деталей безупречная вообще без зазоров. Крепление консолей ,капота и фонаря при помощи 3мм стальных болтов. Проторенными путями не наш метод ;-). Поэтому изначально я планировал установить на модель проверенную канистру и дым от послужившей Экстры 300. С этой целью по моей просьбе изготовитель не стал зашивать нижнюю часть ,а приложил в комплект плёнку для самостоятельной зашивки
Наконец, в завершении взвешивание.
Результат впечатляет. Самолёт очень лёгкий как и обещал производитель
На самолёт планируется установить двигатель DLE-65 ,новый, специально купленный под этот проект. Двигатель был обкатан на стенде в течении 40мин.
01 февраля Идёт работа по сборке. Начал с монтажа силовой установки.
Прикинул мотор и расположение трубы. Прикинул капот. Появилась надежда, что может обойтись без резки капота. Возможно придётся совсем немного подрезать угол колпачка свечи.
Вот и готово крепление трубы
Мотокороб и первый шпангоут покрыл слоем жиденького лака НЦ. Переставил серву газа на новое место
10 февраля
Сделал привод газа. Наконечники на подшипниках качения
Немного пришлось повозится с системой охлаждения. Это связано с некоторой доработкой, для обеспечения охлаждения трубы. Система работает следующим образом: Воздух через передние отверстия в капоте направляется диафрагмой к двигателю, далее по каналу вдоль трубы и в конце трубы через решетку на выход. Трасса движения воздуха по возможности отделена от внутренней полости фюзеляжа. Соотношение площади отверстий входа и выхода 1:2,3. Решетки сразу окрасил в черный цвет согласно предлагаемой производителем раскраски
Для завершения работы с системой охлаждения осталось сделать диффузор. Тут проявилось очередное преимущество работы с отечественным производителем. По моей просьбе он незамедлительно выдал сечение капота в месте установки диффузора, тем самым сэкономив время на вымеривание шаблона.
16 февраля
Пилотажные модели выполняющие пилотаж на малой скорости с большой нагрузкой на двигатель (висение, хариер, ролл хариер и т.п.) требуют особого отношения к охлаждению двигателя , по этой причине в своих моделях стараюсь использовать диффузоры для направления всего потока на двигатель. Этим и занялся на этой модели.
Диффузор изготовлен из 2мм бальзы, усиленной переклейкой. В нижней части сделано отверстие под тягу для управления воздушной заслонкой. Вес составил 13 грамм
Для удобства доступа через нижнее окно капота, тягу пришлось опустить в низ, изготовив направляющую планку.
На этом работа с системой охлаждения завершена.
Приступил к вклеиванию шарниров. Вклейку производил на эпоксидную смолу с загустением её аэросилом. Для предотвращения затекания смолы в шарнир, сам шарнир смазывал густой силиконовой смазкой.
27 февраля
Вклеены шарниры и качалки. Установлены сервомашинки.
На элероны JR HV MPH83SWV (19,8kg , 0,06s/60°, 4,5-8,5 V)
На рули высоты Hitec HS-5585MH (17kg , 0,14s/60°, 4,5-8,5 V)
На руль направления KST A20-3813 (43 kg , 0,12s/60°, 4,5-8,5 V)
Подготовил жгут кабелей в хвостовую часть провода разного сечения питающие 18-20 AWG сигнальные 24AWG. Проложил кабели. Установил приёмник
Провел настройку и испытания рулей в хвостовой части.
11 марта
Закончил с компоновкой и разводкой электрооборудования. Установил зажигание
Для установки разъёма зарядки батарей и кнопок выключателя борта пришлось частично снять обшивку с правого борта
установил выключатель борта изготовленный самостоятельно, регулятор дым системы, и киллсвитч , закрепил проводку. В связи с тем, что центровка немного передняя , то всё оборудование разместил в задней части от ЦТ. Это позволило крепить "широкими мазками" 🙂
Вернул на место обшивку правого борта
Проверил работу выключателей питания и килсвитча
16 марта
Сборка в основном подошла к концу
Установил стойки шасси, колёса и тапки.
Для закрепления "тапков" использую штифты. Это позволяет закрепить их от проворачивания, вместе с тем в случае большой нагрузки штифты срежет.
Установил двигатель
Зашил нижнюю часть фюзеляжа
Провел испытание двигателя
Ну и конечно фото в сборе
Немного о параметрах
Вес с тапками и коком (230г в том числе груз 50г на зад) получился. 7810г. Центровка с топливом 36%, без топлива 39% такая центровка рекомендована производителем для первого облёта. Кок буду устанавливать после того как определюсь с пропеллером. Первый облёт планирую сделать без кока и тапок.
При проверке продольной центровки выяснилась необходимость установки груза 25г. в левое крыло в противовес расположенному в право цилиндру. (общий вес указан с учётом груза)
Будем ждать когда сойдёт снег с поля и в полёт.
7 мая
Пришла пора готовится к облёту. Для регулировки мотора выехал в поле. Мотор отрегулировал, настроил удобный ход стика мотора. Однако получил небольшую проблему. Пока снимал,ставил капот, фонарь, потерял в траве 2 шайбы с болтов крепления крыльев, капота и фонаря (их всего 12шт). Хоть и запасся шайбами но такое положение меня не устроило. Поскольку нужно было готовится к выезду к коллегам в Томск ,то срочно решил проблему невыпадающих шайб. Под руку попался кусок оцинковки из неё и сделал шайбы. Процесс заснял на фото. Как результат ни одна шайба не была утеряна.
9 мая
Ну вот и настал Этот день
Коллеги из г. Томска организовали небольшое мероприятие, за что им огромное Спасибо!
Перед полётом немного погазовал, вибрация выявила некоторые проблемы, которые удалось устранить "на коленке". Для облегчения модели облёт выполнял без кока и обтекателей колёс
Взлёт прошел штатно без сюрпризов. Плавный набор высоты, разворот тоже прошли гладко. В связи с тем,что центровка была установлена немного передней сделал пару щелчков триммером и модель полетела ровно и предсказуемо. Сразу почувствовал большие рулевые поверхности, самолёт был резковат несмотря на зажатые расходы и приличные экспоненты. В инверте полёт прошел без "поддержки" рулём высоты. По крену управление ровное без изменения траектории полёта. "Сорвать" модель оказалось не просто, на малой скорости аппарат имеет хорошую устойчивость и управляемость. Первая посадка получилась немного дёрганая из больших расходов и небольшого бокового ветра. На следующих полётах были подобраны расходы и экспоненты во всех полётных режимах. Даже уменьшив полные расходы в режиме для 3D пилотажа на 50%, всё равно "переигрывал" рулями . Самолёт в плане управляемости имеет огромный потенциал. В дальнейшем, в посадочном режиме применил приём с небольшим (`15мм) поднятием элеронов как это делалось на предыдущей модели. Exstra-300 таким образом удалось получить более приятную посадку даже с боковым ветром. По первым впечатлениям, самолётом очень доволен 🙂
Небольшое видео полёта. Большое спасибо Андрею и Виталию за съёмку
21 мая
Наконец то пришел с Алиэкспресс долгожданный пропеллер Falcon 23х9. По рекомендации производителя ,немного доработал переднюю кромку и вышел на испытания. Сравнил с имеющимся деревянным 23х10 Flight
На момент испытаний двигатель DLE-65 отработал 3.5 часа. В процессе испытаний настройки двигателя не менялись. Температура воздуха составила 24 град. Практически штиль, отличная погода.
Для испытаний тяги самолёт был установлен на лист ДВП.
Немного результатов:
- Деревянный 23х10 Flight 7250 об/мин; статическая тяга 13.8 кг
- Карбоновый 24х9 Falcon 6700 об/мин; статическая тяга 15.3 кг
Выполнил по одному полёту сначала на деревянном потом на карбоновом пропеллере. Falcon показал заметно лучше, особенно на вертикали. Вполне возможно ,что разгруженный пропеллер попадает в область оборотов с максимальным крутящим моментом. На висении и выполнении силовых фигур принципиальной разницы не почувствовал. Подготовил небольшое видео по испытаниям.
19 июня лётный сезон в самом разгаре. На поле появился человек , который совсем немного снял полёт модели. Центровка пока немного впереди от рекомендованной производителем.
23 июня 2022г. Пришло время устанавливать дымсистему. Поскольку установка системы предполагалась изначально, то были подготовлены места установки оборудования. Комплектующие были испытаны на предыдущей модели. Поэтому установка не вызвала особых затруднений, за исключением пришлось перепаять штуцер. Вся система выглядит так:
Насос дымсмеси установлен на виброгасящие прокладки из микропористой резины. Регулятор собственного производства позволяет регулировать подачу с пульта и привязать в нужных пропорциях к стику газа.
В качестве дым смеси использовалась
жидкость для розжига супермаркета "Лента"
Пришло время испытаний. На земле снимал сам, в воздухе съёмку проводил не очень опытный оператор, поэтому Удалось заснять только пару обрывочных эпизодов 🙁
К сожалению обнаружилась проблема ,которой я опасался. На модели установлена канистра для двигателя 55сс. На модели установлен двигатель 65сс. Если без дыма разницы в мощности не было, Но дым выявил нехваку выхлопной системы, мощность падает, при перегазовках двигатель глохнет. Пришлось зажимать подачу. В результате дым получился такой же густоты как на предыдущей модели с двигателем 50сс. (см.видео). Зимой планирую поменять канистру на 80-90сс или переварить штуцер на вход в канистру. Там "похолоднее" но двигатель не должен глохнуть на перегазовках.
Также решил проблему с перевозкой модели с "тапками" . Применение колёсных обтекателей ограничивалось тем,что они упирались в спинку передних сидений ,что могло их сломать. Сделав простейший ограничитель, решил этот вопрос.